Онлайн-конференция с артистами шоу Гии Эрадзе "Баронеты" Натальей и Андреем Широкаловыми
3 February 2017, 12:00

Артисты шоу Гии Эрадзе "Баронеты" Наталья Широкалова и Андрей Широкалов выступают в жанре дрессуры хищных животных. Работают с хищниками на протяжении 18 лет. Выступают с уникальным составом животных, который является единственным в мире: четыре тигра, четыре леопарда и три черных пантеры.

Наталья и Андрей Широкаловы - обладатели девяти высших наград международных фестивалей циркового искусства:
- Гран–при IV Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве
- Двух "Золотых слонов" Международного фестиваля Московского цирка Никулина,
- "Золотого Медведя" Международного фестиваля в Ижевске,
- "Золотого глобуса" Международного фестиваля в Румынии,
- "Золотого ринга" Международного фестиваля в Масси.
Наталья Широкалова - обладательница Золотой короны фестиваля "Принцесса цирка".
Андрей Широкалов - обладатель международной премии в области циркового искусства "Master" в номинации "Дрессировщик года-2016"

Вопросы

Слышала, что вы используете некую "интеллектуальную дрессуру". Что это такое? Как вы используете эту технику в работе?

А: Очень обширный вопрос. В советское время использовали совсем другие методы дрессуры. Это нужно было сделать быстро, подготовиться к конкретному мероприятию, съезду и так далее. Как правило, животных брали из природы, дрессировали очень быстро и как правило, животные на манеже были отдельно, а артисты - отдельно. У нас животные буквально рождаются на арене цирка. Для них общение с дрессировщиками и зрителями являются абсолютно комфортными. Животных обучают трюкам не насильственным способом, а в процессе игры и общения с дрессировщиком, когда они начинают работать, для них исполнение трюков не является чем-то тяжелым и неприятным. С тех пор, как они родились и начали рычать - они начали исполнять трюки. Это сводит к минимуму конфликтность в отношениях между дрессировщиком и животными. Они становятся профессиональными артистами и трюкачами.
Н: Человек делится своими знаниями и интеллектом с животными.

Здравствуйте! Почему Вы выбрали именно цирк? Что стало решающим фактором в выборе? Как гастрольная жизнь влияет на семейную жизнь? Не думали ли Вы оставить переездной образ жизни и погрузиться в обыденность, как большинство населения нашей страны?

Н: Каждый человек для чего-то рождается, и как я считаю, то я родилась для цирка, дарить радостные эмоции и погружать в мир фантазий. Еще до моего рождения мама ходила в цирковую студию, но отец запретил ей этим заниматься. Думаю, мне передалась мамина не реализованная мечта. В детстве меня отдали в хореографическую студию. Неделю я простояла в позе "руки в боки" и не хотела заниматься. Когда мама спросила, почему я не занимаюсь, я ответила: "Хочу туда, где смеются".
А: Для меня решающим фактором стало знакомство с Натальей. Я жил в другом мире, не имеющем отношения к цирку. Впервые я увидел цирковое представление в 25-26 лет. Мы познакомились, когда Наталья была студенткой циркового училища, и она была крестной дочерью М.М. Запашного - нашего великого артиста. Это все решило: цирк, тигры, пантеры и леопарды и все, что с этим связано.
Н: Раньше мы были счастливы от гастрольной жизни. Сейчас устали от бесконечной смены обстановки. Сейчас хочется чаще бывать дома и наслаждаться тем, что создал.

Можно ли стать артистом цирка, не занимаясь цирковым искусством с самого детства? Слышала, что у вас сложилось примерно так.

А: Можно, и не просто стать цирковым артистом, а достаточно успешным и знаменитым. Главное - упорство, целеустремленность, и немаловажно попасть к хорошему наставнику. Если бы ни семья Запашных, у нас бы это вряд ли получилось.
Н: Но все встречи в жизни не случайны. За нас давно решено, кто мы и что мы.

Здравствуйте, какой город вам понравился и как вас встречали?

А: Парадокс, но чем ближе к северу - тем теплее там люди. Мы закончили гастроли по Сибири и она приятно удивила своим радушием, гостеприимством, эмоциями, не загнанными в рамки. Люди аплодируют стоя и заходят за кулисы со словами благодарности. На юге такого нет.
Н: Кемерово, Омск и Саратов приняли очень тепло. Чувствуешь бурю эмоций и адреналин: ты отдаешься зрителю и он отвечает тебе тем же. Ничто не сравнится с нашей профессией и теми эмоциями, которые мы испытываем от встречи с залом.

Здравствуйте, была у вас на шоу и очень впечатлило, хочу поблагодарить за прекрасное представление. Как часто будете приезжать к нам с новой программой?

А: Специально для Саратова Гия Эрадзе скорректировал программу выступлений и заказал новые костюмы, к Саратову у всех нас особое отношение. Частота от нас не зависит. Существует маршрут, которого мы обязаны придерживаться. Будем стараться приезжать почаще.

Добрый день, была на вашем цирковом шоу и у меня вопрос, у вас леопард был, который постоянно задирался, с ним было трудно вам работать и это было заметно, что не так с этим леопардом?

А: Это молодой самец, который пытается стать "начальником", повысить свой статус и у него начался период становления из тинейджера в мужчину.
Н: На этой неделе я скорректировала репетицию и надеюсь, что в будущих спектаклях животное будет вести себя лучше. Но зрителям нравится, когда что-то идет не так, это адреналин.

А как у вас с личной жизнью, много ли проводите времени вместе, путешествуете, есть ли время на отдых?

А: Мы вместе 24 часа в сутки и 21 год. Отдых, как и у всех, месяц в году. Но его не всегда получается использовать на путешествия, отдых и море. Бывает так, что необходимо кого-то подлечить.
Н: Имея отпуск месяц, мы отдыхаем не больше двух недель. Мы постоянно находимся рядом и общаемся с животными.

Добрый день! Рад приветствовать Вас в нашем городе, Ваши номера очень красивы,и само представление очень профессионально и зрелищно. Разные животные,хоть и все семейства кошачьих. А как они все вместе уживаются? в природе же они не живут вместе. Есть ли какие то "истории" особой любви или неприязни в вашей "кошачьей" семье?

А: Да, истории есть. Например, особая любовь и плод этой особой любви - два наших лилигра. Их мать лигрица, и по определению, как говорят ученые, не способна к воспроизведению потомства. У лигров отсутствует репродуктивная функция. Мы отдали лигрицу в зоопарк, когда она закончила профессиональную деятельность. В зоопарке был белый лев, они подружились, полюбили друг друга, и вопреки утверждениям науки, родили двух замечательных малышей.

Пару дней назад слышала по ТВ, что лигров в мире очень мало - всего около 20-ти. Как вам удалось создать два поколения таких уникальных скрещенных животных? И если про лилигриц мы теперь знаем, то интересно, как они звучат в мужском роде?

А: Наши лилигры - единственные в мире. Еще ни разу не было такого, чтобы лигрица родила потомство. Создать два поколения удалось не нам, это чудеса любви. В мужском роде звучит так: лилигр, но их еще нет.

В интернете можно найти видео о том, как различные хищники из семейства кошачьих ведут себя как домашние кошки. Много ли подобных привычек замечали у своих питомцев? Может они любят сидеть в коробках или лезть в лицо, чтобы помурчать?

А: Конечно, ведь они кошки и им это свойственно: точить когти, висеть на деревьях, кувыркаться, и в коробочки тоже любят залезать.
Н: Они любят облизывать нам лицо. Это как домашние кошки, только с хищными привычками.
А: Нельзя этого часто допускать и расслабляться, ведь даже языком они могут поранить и снять кожу. Когда они ловят жертву, то способны выбривать шерсть языком и ранить.
Н: Когда домашняя кошка гладится об ноги, это приятно. Но большая кошка может просто случайно толкнуть меня, и я упаду. Дело в их массе и объемах.

Наталья и Андрей, почему Вы отказались от предыдущей версии Вашего аттракциона – «В развалинах старого замка» от Ирины Николаевны Запашной? Режиссура, может быть, и была немного архаичной, зато это было необычно, стильно и создавало яркий, врезающийся в память образ. У Вашего аттракциона было своё запоминающееся лицо. Чем Вы компенсировали это в новой версии Вашего аттракциона?

А: Через два года после того, как выпустился этот аттракцион, нам предложили большой контракт в Европе - почти на четыре года. Но там не принято, чтобы хищники работали больше, чем 15 минут. Стоял выбор: либо мы от чего-то отказываемся и сокращаем метраж выступления, и тогда мы - первые и единственные дрессировщики хищников, кто после развала Советского Союза выехал с гастролями на территорию Евросоюза. Нам это было интересно, лестно и мы пошли на такие изменения. Вы заметили, что режиссура была несколько архаичной, а сейчас можно сказать, что у нас - аттракцион европейского уровня и режиссуры.

Наталья и Андрей, вы работаете на современном особенном помосте с двумя ступеньками. Зачем он необходим, если работать при его подсветке хищники всё равно не могут, а для Вас эти две ступеньки и неровная поверхность манежа – лишний риск оступиться (особенно, если делать это на высоких каблуках, как это делает отважная и прекрасная Наталья)?

А: Подсветка там есть, хищники могут при ней работать. Сейчас, в процессе перевозки оборудования обнаружился брак этого подиума, поэтому мы работаем на старом, без подсветки. Во второй половине гастролей мы надеемся, что приедет этот помост с подсветкой и спецэффектами. Риск, конечно, есть, и на высоких каблуках в особенности. Мы не отказываемся от этого, чтобы иметь свое лицо и отличаться от всех остальных, потому что на подобном подиуме не работает больше никто.

Сейчас, в связи агрессивной позицией «зоозащитников»-противников цирка с животными многие дрессировщики (например, Людмила Алексеевна Шевченко) сомневаются в будущем своей профессии. Андрей, какую профессию считаете более перспективной Вы – банкира или дрессировщика, и если бы перед Вашим ребёнком встал выбор, какую из этих двух Вы бы ему посоветовали выбрать?

А: Несомненно, банкира. Нужно смотреть правде в глаза и снять розовые очки: профессия дрессировщика - вымирающая.
Н: Но нам очень жаль об этом говорить.
А: Все больше стран отказываются от животных в цирке, и цирки вообще закрывают. Сейчас у цирков, даже европейских, тяжелое положение. Это кризис, потеря интереса. Стало модным бороться за права животным, причем в ущерб самим животным. Защитники требуют выпустить цирковых животных в лес, но они погибнут в дикой природе.
Н: Погибнут от голода и холода, потому что выросли в других условиях в цирке.

Наталья, в 2009-м году в Саратове Вы стали «Принцессой российского цирка». Это событие изменило что-нибудь в Вас и в Вашей жизни?

Н: Это был для меня первый фестиваль и очень важный,где я получила золотую корону. Он был для меня тяжелым. Я сильно заболела и сбегала со стационара, чтобы участвовать в фестивале. Но это был успешный старт, мы продолжили и завоевали еще множество наград. Это был знаковый фестиваль.
А: Это единственная персональная награда Натальи, остальные мы завоевали вместе.

Добрый день! У вас много высших наград международных фестивалей. Расскажите, как вас встречают за рубежом, какие гастроли и фестивали запомнились больше всего?

А: Больше всего запомнился Париж. Дело в том, что мы 11 дней простояли на границе, нас не пропускали в Евросоюз. Нас практически сняли с участия, потому что у организаторов опустились руки. Но нам все же дали "добро" на въезд, и когда мы прибыли на территорию цирка, где проводился фестиваль, был уже антракт премьерного шоу. Все участники и обслуживающий персонал выбежали к нашим машинам, аплодировали и кричали "Браво!". Они рады, что мы все преодолели и приехали к ним. Мы - единственные, кто приехал к ним с дикими животными за последние 20 лет.